Покупка франшизы: взвешиваем за и против

Не хотите создавать бизнес с нуля или покупать готовый? Тогда стоит выбрать франшизу: вы платите за право использовать торговую марку, а взамен получаете готовую бизнес-модель и выгоду от узнаваемости бренда. Но стоит учесть, что у такой стратегии есть как плюсы, так и минусы: подробно рассмотрим их в статье.

  1. Что такое франшиза
  2. Какие виды франшиз существуют
  3. Как франчайзеры контролируют стандарты бренда
  4. Как узнать, подходит ли вам франшиза
  5. Лучшие франшизы для покупки

Что такое франшиза

Вспомните известные сети фастфудов (Domino’s, Dunkin’ Donuts, Baskin-Robbins), магазинов одежды (Zara, 7-Eleven) или отелей (Marriott, Hilton, InterContinental). Все они работают по принципу франшизы. Это значит, что владелец бренда (франчайзер) продает предпринимателю (франчайзи) право на ведение бизнеса под определенной торговой маркой.

Франчайзинг работает в любых сферах: розничная торговля, туристический бизнес, спортклубы, автомастерские, салоны красоты и многое другое.

Опытные бизнесмены обычно обучают и консультируют начинающих во всем, что касается бизнес-процессов: найме и обучении персонала, рекламе, поиске поставщиков, оформлении торговых точек. За использование интеллектуальной собственности франчайзи платит процент от выручки.

Какие виды франшиз существуют

Модель франчайзинга очень гибкая и может меняться в зависимости от типа бизнеса, обязательств сторон, уровня инвестиций, стратегии маркетинга. Расскажем о нескольких разновидностях франшиз:

  • Сервисная. Оказание услуг, например, химчистка, ремонт техники, уборка. Как правило, начальные инвестиции в этом случае минимальны (сама франшиза и материалы для работы), а стартовать можно даже в одиночку, без персонала.
  • Производственная. Франчайзи производит продукт под торговой маркой материнской компании. Обычно такой схемой пользуются крупные предприятия по изготовлению автомобилей, техники, запчастей.
  • Бизнес-формат. Самая популярная разновидность: предприниматель получает всю систему работы и продвижения продукта. Так работают сети ресторанов, спортивных клубов, ритейлеров одежды и т.д.
  • Инвестиционная. Франшизу покупает инвестор, который готов вкладывать крупные суммы в большие предприятия, например, отели или рестораны.

Как франчайзеры контролируют стандарты бренда

В любом ресторане McDonald’s, независимо от страны, вы увидите практически одинаковое меню, униформу официантов и интерьеры. Так материнская компания контролирует стандарты бренда — и это касается не только McDonald’s, но и любой другой франшизы.

Перед покупкой лицензии франчайзи проходят специальные курсы, где их обучают этим стандартам. Они охватывают все процессы — от хранения продуктов и общения с клиентами до размера гамбургеров и цветов упаковки.

Все нюансы, которые касаются фирменного стиля, прописаны в едином руководстве — брендбуке. Если вы сами собираетесь продавать франшизу, без этого документа не обойтись. Создайте его на сайте Logaster — это займет всего несколько минут, а результат сэкономит вам время и усилия.

Получите руководство по фирменному стилю в пару кликов!

Онлайн-конструктор сгенерирует лого, фирменные цвета и шрифты, а затем создаст на их основе брендбук. Его можно сразу скачать в формате PDF

Как узнать, подходит ли вам франшиза

У франшизы есть как преимущества, так и риски. Предпринимателям с небольшим опытом стоит взвесить все за и против перед тем, как принимать решение.

Преимущества:

  • затраты на открытие франшизы низкие по сравнению с запуском компании с нуля;
  • готовые стандартизированные системы: линейка продуктов, финансовые схемы и т.д.
  • узнаваемость бренда на рынке и фирменный стиль;
  • обучение у опытных предпринимателей;
  • налаженные отношения с целевой аудиторией и поставщиками;
  • помощь в маркетинге и продажах.

Недостатки:

  • ограниченная свобода действий и строгий контроль;
  • проблемы франчайзера автоматически становятся вашими;
  • выбрав слабого или недобросовестного предпринимателя, вы рискуете своими деньгами и временем.

Прежде чем покупать франшизу, задайте себе несколько вопросов:

  • Насколько вы опытны в бизнесе? Достаточно ли у вас знаний и навыков, чтобы открывать свое дело самостоятельно, или чувствуете, что нужна помощь?
  • Какой стартовый капитал у вас есть? Готовы ли вы инвестировать в бизнес с нуля и какой суммой можете рисковать?
  • Насколько вы независимы? Любите действовать самостоятельно и креативно или, наоборот, нуждаетесь в готовом плане?
  • Каких целей хотите достичь? Иметь небольшой стабильный доход, прославиться или завоевать международные рынки?  

Лучшие франшизы для покупки

Чтобы безошибочно выбрать компанию для покупки бизнес-модели, соберите максимум информации из официальных и неофициальных источников: посетите местные торговые точки, проконсультируйтесь с брокерами по франчайзингу, изучите отзывы в интернете. Вот что вам нужно знать:

  • плата за франшизу;
  • другие затраты (оборудование, найм персонала, аренда и т.д.);
  • сумма ежемесячных отчислений с прибыли;
  • опыт и поддержка франчайзера (в чем конкретно она состоит);
  • контроль (что именно и в каком формате вы должны соблюдать);
  • спрос на товары или услуги, которые вы собираетесь продавать;
  • уровень конкуренции в вашем регионе
  • опыт других франчайзи, которые работают в этом бизнесе.

Предлагаем воспользоваться списком лучших франшиз 2021 года по версии авторитетного онлайн-ресурса Franchise Direct. Мы расскажем о топ-3: интересно, что в лидерах уверенно держатся фастфуды.

McDonald’s

Самый крупный в мире франчайзер серьезно подходит к стандартам брендинга. Будущие управленцы обучаются в международных центрах — Университетах гамбургерологии. Всего их восемь, а попасть туда бывает сложнее, чем в Гарвард.

Представители бренда будут помогать на этапе открытия ресторана: консультировать и инструктировать. Франчайзи должны строго соблюдать стандарты качества в обслуживании, приготовлении еды и упаковке.

Примерные начальные инвестиции: от 464,5 тысячи до 2,3 миллионов долларов.

KFC

Договор разрешает использовать товарные знаки, коммерческие символы, бизнес-форматы и многое другое. Но перед этим необходимо пройти обучающую программу, а при необходимости — еще и дополнительные семинары, курсы повышения квалификации. Также компания предлагает бизнес-кредиты.

Примерные начальные инвестиции: от 1,4 миллиона до 2,8 миллиона долларов.

Burger King

Соглашение дает право управлять рестораном Burger King только в определенных местах: продавать фирменные бургеры с использованием товарных знаков, торговых наименований, дизайна, системы оборудования, цветовой схемы. Перед открытием ресторана нужно успешно окончить программу обучения.

Примерные начальные инвестиции: от 333,1 тысячи до 3,4 миллиона долларов.

Вывод

Покупка франшизы — это одновременно и преимущества, и риски. Вы получаете выгоду от узнаваемости бренда и наработанной схемы ведения бизнеса, но проигрываете в свободе, так как должны подчиняться установленным правилам. Перед тем, как принимать решение, советуем тщательно собрать информацию и взвесить все аргументы, чтобы шансы на успех были максимальными. 

Рубрики: Общее

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!