Help Our Team & All Ukrainians to Protect Own Home Donate

Serif и Sans Serif: в чем разница и какой шрифт выбрать

Месседж бренда Uber отличается от Gucci, а Airbnb — от The New York Times. Именно поэтому компании используют в фирменном стиле разные шрифты: они помогают построить образ бизнеса и донести сообщение до целевой аудитории.

Как определить шрифт, который подойдет для вашего бренда? Для начала — выбрать между двумя основными видами: Serif и Sans Serif. В статье подробно разберем, чем они отличаются и как найти оптимальный тип шрифтов для вашей компании.

  1. Основное отличие Serif и Sans Serif
  2. Три причины, по которым тип шрифта важен для бизнеса
  3. Serif vs Sans Serif: значение, использование, примеры
  4. Два критерия и три лайфхака, чтобы выбрать подходящий шрифт

Основное отличие Serif и Sans Serif

Ключевое отличие между двумя типами шрифтов — в засечках, то есть декоративных линиях, выходящими за края букв.

Sans Sans Serif Comparison
Source: Сanva

Serif — это шрифты с засечками на концах линий букв. Примеры: Times New Roman, Garamond, Baskerville, Georgia, Courier New.

Sans Serif («sans» с французского — «без») — шрифты без засечек, состоящие из простых четких линий. Примеры: Arial, Helvetica, Verdana, Tahoma, Proxima Nova, Futura, Calibri.

Три причины, по которым тип шрифта важен для бизнеса

Выбор типографики влияет на восприятие бренда, адаптивность и удобочитаемость. Вот основная разница между Serif и Sans Serif.

1. Эмоциональное восприятие

Бренды парка аттракционов и юридической компании несут аудитории разные месседжи. Передать их помогает фирменный стиль, в том числе — шрифты.

Sans Sans Serif Fonts
Source: Dribble Mark Johnston | Curvepixel

Serif и Sans Serif несут противоположную эмоциональную нагрузку: шрифты с засечками относят к более классическими или формальным, а без засечек — к современным и дружелюбным (подробнее об этом расскажем дальше). Неправильный выбор шрифта может изменить индивидуальность вашей компании.

2. Адаптивность

Буквы без засечек легче масштабировать (чем меньше деталей, тем разборчивее останется надпись при уменьшении) и адаптировать к цифровым форматам (сайту, лендингу, мобильному приложению). Именно поэтому лого со шрифтами Sans Serif используют 73 процента брендов.  

3. Удобочитаемость

Распространено утверждение, что читать шрифты с засечками сложнее, чем без. Но на самом деле исследований, которые на 100 процентов подтверждают этот факт, не существует.

Важное исключение — люди с нарушениями зрения: для них шрифты без засечек действительно более удобочитаемы, чем с засечками, доказали ученые.

Serif vs Sans Serif: значение, использование, примеры

Чтобы правильно выбрать тип шрифта, стоит опираться на его смысловую нагрузку. Рассмотрим ее подробно на примерах известных брендов.

Шрифты Serif: стабильность и надежность

Шрифты Serif — старше, чем Sans Serif: их используют со времен книгопечатания. Поэтому такую типографику ассоциируют с классикой, традициями, устойчивостью, ярко выраженным характером. Это подтверждают многочисленные исследования:

  • Опрошенные называют шрифты с засечками «научными» и «элегантными», а также оценивают как «стабильные, практичные, зрелые, формальные».
  • В одном из исследований два сатирических отрывка из The New York Times напечатали шрифтами Times New Roman (с засечками) и Arial (без засечек) одинакового размера. Студенты, которым показали статьи, восприняли тексты с засечками как более смешные, чем без.

Шрифты с засечками — отличный выбор для брендов, которые хотят, чтобы их считали серьезными, заслуживающими доверия, традиционными, надежными, с богатой историей. Например, как эти компании:

The New York Times

New York Times Logo Font

За более чем 150 лет существования газеты ее текстовый логотип со сложными засечками в классическом стиле почти не изменился. Хотя начертание напоминает шрифт Blackletter, последнюю версию лого создал известный американский дизайнер Эдвард Бенгиат. Готический шрифт отсылает к богатой истории и надежной репутации издания, а значит, вызывает доверие к материалам, которые там напечатаны.

Vogue

Vogue Logo Pink Font

Один из самых авторитетных журналов в мире моды с более чем столетней историей использует классический шрифт Bodoni. Контрасты в толщине линий и выразительные засечки придают надписи экспрессию и ассоциируются с творческим характером.  

Zara

Zara Logo Font

Хотя этот масс-маркет бренд — относительно молодой, он стремится к ассоциациям с классическими люксовыми брендами. Именно поэтому компания выбрала для лого шрифт Didot, который пользователи оценивают как самый дорогой.

Honda

Honda Logo Font

Лого компании можно назвать одним из самых консервативных: типографика в нем не менялась ни разу за более чем 60 лет. Пользовательский шрифт, напоминающий Colt Family и Clarendon Bold, отличается толстыми линиями и массивными квадратными засечками. Такое написание ассоциируется с четкостью, надежностью и комфортом — теми качествами, которые потребители ждут от автомобильного бренда.  

Шрифты Sans Serif: доступность и инновационность

Шрифты без засечек (их еще называют гротесками или рублеными) считаются более современными: они минималистичны и лаконичны, а чистые простые линии лучше выглядят на сайтах и в мобильных приложениях.

Исследование показало, что люди воспринимают шрифты без засечек как «неформальные и инновационные», поэтому их часто используют стартапы и технологические компании. Sans Serif — отличный выбор для брендов, которые хотят выглядеть молодежными, современными и доступными.

Nike

Nike Logo Font

Спортивный бренд использует одно из самых популярных семейств шрифтов без засечек — Futura. Жирное курсивное начертание (Futura Extra Bold Condensed) придает логотипу динамику. Обратите внимание: Futura используют десятки других топовых брендов в разных сферах (PayPal, Gillette, Dolce&Gabbana), но, благодаря разным начертаниям, их логотипы выглядят непохожими друг на друга.

Facebook

Facebook Logo Font

Простой текстовый лого основан на шрифте Klavika, появившемся практически одновременно с Facebook: в 2004 году. Дизайнеры говорят, что Klavika создавалась как «полнофункциональный, универсальный шрифт без засечек для нужд XXI века. Результат — простой, современный и бесконечно гибкий дизайн». По заказу Марка Цукерберга Klavika немного доработали, придав больше плавности и солидности.

Airbnb

Airbnb Logo Font

Бренду нужен был шрифт, который решал бы задачи онлайн и офлайн, а также отражал индивидуальность. Не найдя универсального начертания, дизайнеры создали его специально для Airbnb. Шрифт назвали Cereal. 

Причудливое имя отсылает к истории компании, название которой расшифровывается как Аirbedandbreakfast: стартап начался с продажи места для сна (надувного матраса) и завтрака (хлопьев — по-английски «cereal»). Округлые линии и гармоничные пропорции призваны отражать ценности бренда: универсальность и адаптивность.

Два критерия и три лайфхака, чтобы выбрать подходящий шрифт

В последние годы бренды массово избавляются от засечек в шрифтах. Значит ли это, что и вашей компании нужно следовать современной тенденции? Универсального ответа не существует: и Serif, и Sans Serif могут быть одинаково эффективны в разных ситуациях. В процессе выбора стоит опираться на два основных критерия.  

  1. Характер бренда. Ответьте на вопрос: какой месседж вы хотите донести до людей? Чтобы сократить дистанцию с клиентами, выглядеть современно и непринужденно, оптимально подойдут шрифты без засечек. Чтобы произвести впечатление на серьезную аудиторию, подчеркнуть надежность и солидность компании, лучше выбирать шрифты с засечками.
  2. Способы коммуникации. Подумайте, где и как люди будут взаимодействовать с вашим брендом: в печатном или цифровом формате? В печати доминируют шрифты с засечками, а в интернете — без засечек. Если вам, как и Airbnb, нужен универсальный шрифт, который подойдет для любых носителей, стоит выбрать более адаптивный Sans Serif.

Определиться помогут такие лайфхаки:

  1. Изучайте на примерах. Напишите список известных брендов с похожим характером и посмотрите, какие типы шрифтов и начертаний они используют. Обратите внимание, какие дизайнерские приемы передают индивидуальность бизнеса. Адаптируйте эти инструменты к своему фирменному стилю.
  2. Выберите несколько шрифтов и проверьте их на функциональность. Сравните, как каждый из них выглядит при масштабировании, размещении на разном фоне, в интернете и печатном формате. Подумайте, какой шрифт лучше всего отвечает вашим задачам.  
  3. Комбинируйте. Для фирменного стиля часто используют два-три шрифта, сочетая гарнитуры с засечками и без. Чтобы подобрать гармоничное сочетание, не обязательно быть дизайнером: достаточно воспользоваться специальными инструментами — такими, как онлайн-конструктор логотипов Logaster. Здесь вы найдете десятки готовых комбинаций шрифтов: остается только выбрать ту, которая подходит для вашего бизнеса.

Получите шрифт для логотипа прямо сейчас!

Введите название бренда — и генератор предложит комбинации шрифтов, подобранные профессиональным дизайнерами

Вывод

Шрифты Serif и Sans Serif выполняют разные задачи и несут разный эмоциональный посыл аудитории. Чтобы понять, какая типографика подойдет вашему бренду, определите его индивидуальность и функции, которые должен выполнять шрифт. Полезно также изучить опыт других брендов и поэкспериментировать с разными комбинациями гарнитур.

author_image

Маркетолог компании Logaster. Отлично разбирается в веб-инструментах, плагинах и графических редакторах. В своих статьях делится рекомендациями и лайфхаками по работе с этими программами. Отвечает за визуальный контент на сайте. Увлекается фотографией.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.