1. Что такое талисманы брендов 
  2. В чем преимущества талисманов 
  3. 16 популярных талисманов
  4. Как определить, что вашему бренду нужен талисман
  5. Что учесть при создании талисмана

Бренды, которые используют персонажей-талисманов, на 50% чаще получают эмоциональный отклик у потребителей. Это касается не только сферы развлечений: талисманы помогут найти общий язык с клиентами даже финансовому или страховому бизнесу. Почему такой брендинг эффективен и как его создать, объясним в статье.

Что такое талисманы брендов 

Талисманы издавна воспринимались как символ удачи, а в конце XIX века это убеждение перекочевало в бизнес. Талисман бренда — это любой «очеловеченный» персонаж, который представляет компанию в маркетинговых целях. Его еще называют маскот — от французского слова «mascotte» («талисман»).

Таким персонажем могут выступать предметы, люди, животные или вымышленные существа. Спектр применения маскотов очень широкий: логотипы, сувениры, иконки на сайтах и в мобильных приложениях, реклама, развлечение зрителей на мероприятиях и многое другое.

В чем преимущества талисманов 

По данным исследования британской компании System1 Group, реклама с маскотами на 37% чаще увеличивает долю рынка бренда, чем без них, и может принести на 30% больше прибыли. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Эмоциональная связь с брендом

На протяжении веков люди наделяли человеческими качествами предметы, растения, животных. Исследователи пришли к выводу, что «талисманы бренда отражают глубоко укоренившуюся тенденцию человека понимать мир через антропоморфные объекты». Проще говоря, маскоты очеловечивают бизнес, помогая сократить путь к сердцам клиентов.

Эффективная коммуникация

«Живому» талисману проще доносить сообщения компании до потребителей. У него есть все инструменты, к которым мы привыкли в общении: тембр голоса, жесты, выражение лица. Их можно применять в любой коммуникации бренда с клиентами — от регистрации на сайте до объяснения сложной услуги.

Запоминаемость  

Благодаря деталям и привычным человеческим чертам мозг потребителя быстро считывает характер маскота (а значит — и бренда) и распознает его в дальнейшем. Персонажи становятся узнаваемыми даже без других атрибутов фирменного стиля.

Вирусный потенциал

Персонажи-талисманы часто рождают мемы, пародии, обсуждения и новые пользовательские версии. Все это работает на популярность бренда. Анализ показал, что использование маскотов в Facebook в большинстве случаев увеличивает вовлеченность пользователей. Рекордный показатель установила компания Charmin: ее медведи повысили вовлеченность на 585 процентов!

16 популярных талисманов

От бургеров и конфет до шин и операционных систем — маскоты рекламируют самые разные продукты. Расскажем истории, которые стоят за известными талисманами.  

Michelin Man (Bibendum)

В конце XIX века братья-основатели компании Michelin поехали на выставку и обратили внимание на гору из шин, форма которой напомнила им человека. Вскоре этот образ воплотил карикатурист О’Галоп: Michelin Man выпивал, курил сигары и вел себя развязно. Сопровождавшая его надпись «Nunc est Bibendum» («Время пить») дала персонажу второе имя — Bibendum.

В 20-х годах Michelin Man стал дружелюбнее и бросил пить. Уже больше сотни лет этот маскот представляет оба продукта Michelin: шины и знаменитый ресторанный гид.

Michelin Man (Bibendum) mascot

Mr. Clean (Mr. Proper)

В 1957 году Procter&Gamble поручила художнику Ричарду Блэку создать талисман — джина, который покажет «магические» способности моющего средства. Он нарисовал лысого, мускулистого мужчину с серьгой в ухе, одетого во все белое. Реклама с этим персонажем завоевала такую популярность, что через полгода Mr. Clean стал самым продаваемым моющим средством в США.

Mr. Clean (Mr. Proper) mascot

M&M’s 

В 90-е годы некогда популярный бренд M&M’s переживал кризис из-за растущей конкуренции. Большого бюджета на маркетинг не было, и рекламное агентство предложило простое решение: превратить каждую конфету в комедийный персонаж: красную — в саркастичный, а желтую — в легкомысленный. Эти маскоты стали легендарными и вернули компании популярность по всему миру.  

M&M’s mascots

Haribo

Медведи были традиционными талисманами на ярмарках в Европе. А конфеты в виде этих животных, по задумке создавшего их предпринимателя, должны были ассоциироваться с развлечениями. Бизнесмен не прогадал, и с 20-х годов прошлого века сладости действительно начали завоевывать популярность во всем мире. Фирменный талисман Goldbear (желтый медведь в красной бабочке) появился у бренда только в 1989 году.

Haribo mascot

Duracell 

Бренд запустил рекламную кампанию с розовыми кроликами в 1973 году: животные соревновались в игре на барабанах, гонках или футболе. Выигрывал самый выносливый — с батарейкой Duracell. А в 1989 году конкурент компании, Energizer, создал аналогичную рекламу с похожим персонажем. Между брендами несколько лет продолжались судебные тяжбы, в результате которых Energizer отсудила право на товарный знак в Канаде и США.

Duracell

KFC 

Образ основателя KFC полковника Сандерса стал лицом компании еще в 50-е годы. Тем не менее, в XXI веке оказалось, что многие американцы не узнают талисман бренда. Чтобы исправить ситуацию, KFC запустила мощную рекламную кампанию: полковник Сандерс стал героем популярных телешоу, онлайн-игр, комиксов и даже озвучил GPS-навигатор, советуя, например: «Выбоина на дороге. Я бы наполнил ее соусом».

KFC mascot

Burger King

Один из самых странных маскотов в истории брендинга — персонаж в костюме короля — впервые появился в 50-х. С тех пор он несколько раз менялся, пройдя путь от рисованного до «ожившего» персонажа с большой головой. В 2000-х несколько неудачных рекламных кампаний вынудили Burger King «похоронить» маскот, но затем его вновь вернули на экраны.

Chuck E. Cheese 

В 1977 году предприниматель купил костюм койота для своего будущего ресторана «Пицца Койот», но позже выяснилось, что это костюм крысы. Ее превратили в маскот бренда, а заведение назвали Chuck E. Cheese. 

Chuck E. Cheese mascot

Wendy’s

Подбирая название для сети ресторанов быстрого питания в 1969 году, бизнесмен Дейвом Томас остановился на прозвище одной из своих дочерей — Венди. Чтобы создать маскот, папа сфотографировал дочь с двумя поднятыми вверх рыжими косичками. Этот талисман сопровождает сеть ресторанов по сегодняшний день.

Wendy's mascot

Reddit

Один из основателей Reddit нарисовал талисман, скучая на университетской лекции. Существо с приплюснутой овальной головой, круглыми ушами и антенной назвали Snoo и представили как любознательного путешественника из будущего. Это отвечало концепции сайта, который стартовал как место для обмена новостями.  

Reddit mascot

Linux  

Идею сделать талисманом Linux пингвина подал создатель компании Линус Торвальдс, которому нравились эти животные. Маскота назвали Тux: имя связано со словом «tuxedo» («смокинг») и сокращением от фразы Torvalds UniX (фамилия основателя и название семейства операционных систем, к которому относится Linux). Интересно, что изображение животного, как и сама система, создано с открытым исходным кодом, то есть его может редактировать каждый желающий.

Linux  mascot

Pizza Hut 

У самой крупной сети пиццерий в мире сейчас нет официального талисмана, но в 70-х годах в брендинге использовали персонажа по имени Pizza Pete. Приветливый усатый итальянец в пестрой рубашке, фартуке, шляпе и шейном платке приветствовал посетителей ресторанов на вывесках и использовался в сувенирной продукции: чашках, сумках, куклах.

Pizza Hut mascot

Taco Bell

В 1997 году американский ресторан Taco Bell с мексиканской кухней впервые использовал в рекламной кампании собаку чихуахуа. Животное голосом актера «говорило»: «Я хочу в Taco Bell». Персонаж в течение нескольких лет участвовал в рекламных роликах сети. Но в 2000 году бренд прекратил использовать животное из-за обвинений в том, что реклама дискриминирует мексиканцев.

NASA

Талисманом космического агентства с 50-х годов остается знаменитый пес Snoopy из комиксов Peanuts. На протяжении многих лет маскот появлялся на разной продукции, связанной с NASA. Но самое известное его воплощение — это престижная награда для астронавтов под названием «Silver Snoopy».

NASA Snoopy mascot

Android

Дружелюбный зеленый робот отражает простоту и универсальность операционной системы. Неофициальное имя маскота — Bugdroid. Считается, что у него нет пола и национальности. 

Android Bugdroid mascot

Pixar

В одном из первых проектов анимационной студии под названием «Luxo Jr.»в роли талисмана появилась анимированная настольная лампа — главная «героиня» короткометражки. С тех пор она стала символом бренда и неизменно сопровождала все мультфильмы Pixar.

Как определить, что вашему бренду нужен талисман

Многочисленные преимущества маскотов еще не означают, что они нужны каждому бизнесу. Посмотрите, подходит ли ваша компания под одну из этих категорий:

  • Ориентация на молодую аудиторию. Благодаря современному дружелюбному виду талисман помогает бренду резонировать с молодыми потребителями. Особенно это касается компаний, производящих закуски или сладости (Haribo, Cheetos, Nesquik).
  • Сложные для понимания услуги. Страховым, финансовым, IT-компаниям может быть трудно сблизиться с аудиторией. На помощь приходят талисманы: вспомните пса и геккона из страховых компаний MetLife и Geico.
  • Непривлекательное изображение продукта. Мытье полов, грязная посуда, туалетная бумага неэстетично выглядят в рекламе. Альтернативой становятся маскоты — такие, как Mr. Clean.

Что учесть при создании талисмана

Как любой маркетинговый инструмент, талисманы будут эффективны только в случае грамотной разработки:

  • Определите разновидность. Подумайте, как вы хотите представить свою компанию: в виде животного, предмета, реального или вымышленного персонажа. Создать иконку для разработки маскота вы можете на онлайн-сервисе Logaster.
  • Придайте индивидуальность. Какие черты будут присущи персонажу: во что он одевается, как двигается, что говорит? Наделите его качествами, которые присущи вашей компании.
  • Ориентируйтесь на целевую аудиторию. Клиентам больше всего нравятся талисманы, с которыми у них общие ценности, культурный код и поведение: детям — забавные и озорные, а клиентам банков — спокойные и дружелюбные. 

Нужен маскот для бренда?

Начните с разработки логотипа с изображением талисмана: введите название компании, нужные ключевые слова — и выбирайте из десятков иконок

Заключение

Чтобы оставаться эффективными, ищите новые способы самовыражения при помощи персонажа-талисмана. Создавайте его модификации и используйте весь потенциал — например, создайте чат-бота и заведите маскоту аккаунт в соцсетях.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.