Как выбрать шрифт для своего проекта? Должен ли он отражать характер бренда? Почему качественный кириллический шрифт подобрать труднее, чем латинский? С этими вопросами мы обратились к шрифтовому дизайнеру Илье Рудерману. Илья учился в Москве, Гааге, а сейчас живёт и работает в Барселоне. За плечами у него — 20 лет опыта, которым мы попросили поделиться.

Как бы вы представились нашим читателям?

Илья Рудерман. Шрифтовой дизайнер, сооснователь шрифтовой студии CSTM Fonts (Custom Fonts) и шрифтового магазина type.today.

С чего начинается создание шрифта?

По-разному бывает: иногда приходит в голову идея одной буквы, иногда желание передать ощущение от текста, которое ты подсмотрел, например, в каких-то исторических источниках. Но ключевое при создании шрифта — это ответы на вопросы, зачем нужен ещё один шрифт, почему именно такой, какие задачи этот шрифт будет решать.

С корпоративными шрифтами довольно просто. Приходит заказчик, у которого есть свои потребности. Ему нужен инструмент с определённым образом и дизайном. В 90 процентах случаев мы имеем дело с арт-директорами компаний. Это визуалы, разговаривающие и мыслящие картинками. Они могут транслировать образы, которые хотят получить, — иногда словами, иногда мудбордом, иногда показывая похожие шрифты.

Есть ли у вас любимый шрифт?

Все шрифты, которые мы выпустили за последние четыре года и в которых поучаствовали, для меня любимые. Ещё могу назвать два великих шрифта голландца Брам де Дуса: Trinité и Lexicon.

Как пришла идея создать собственный магазин шрифтов type.today? Сотрудничали ли вы с MyFonts, Paratype, 1001freefonts и другими подобными сервисами? 

В 2014 году Юра Остроменцкий, арт-директор журнала «Большой город», и я, арт-директор агентства РИА «Новости», остались без работы. У нас появилась возможность отбросить всё и начать заниматься только шрифтами.

Мы создали студию Custom Fonts. Первым проектом стал шрифт Kazimir, который мы выпустили на площадке MyFonts. В первые 50 дней он прекрасно продавался — площадка устроена так, что в течение этого периода шрифт подсвечивают как новинку. Но на 51-й день всё «выключили». Мы поняли, что MyFonts нашей площадкой в будущем не станет, и задумались о своем магазине.

Источник: type.today

Мой американский друг и партнёр Кристиан Шварц, к нескольким шрифтам которого я нарисовал кириллицу, сказал, что отдаст нам свои шрифты на продажу в России. Эту возможность упускать было нельзя. Стало понятно, что нам нужен магазин-дистрибьютор шрифтов.

Найдя домен type.today, мы увидели в этих словах свою концепцию: нас интересовали актуальные шрифты, про сегодня. Мы хотели привнести это на российский рынок, на котором «today» было довольно мало в 2015 году. Позже у магазина появилась вторая витрина под названием «tomorrow», в которой есть место экспериментальным, странным, сверхъярким шрифтам.

type.today стал возможностью для нас, с одной стороны, собрать в одной коллекции все кириллицы, которые мы нарисовали нашим западным коллегам и друзьям, а с другой — принести на российский рынок те кириллицы, которые дизайнеры никогда сами не найдут, потому что это какая-нибудь маленькая студия в Исландии или Швейцарии.

Кириллический рынок — довольно специфический. Какие-то шрифтовые группы, допустим, геометрические шрифты, перенасыщены. А какие-то — пусты. Благодаря пониманию рынка мы стали собирателями всего классного, современного, модного. Сейчас часто выступаем мотиваторами, которые предлагают западным дизайнерам нарисовать кириллические версии для их шрифтов.


Источник: type.today

Вы часто говорите о проблемах кириллических шрифтов, о том, что самые неудачные среди них — Arial и Times New Roman. Расскажите, как новичку отличить плохой шрифт от хорошего? Какие советы вы бы дали тем, кто сам подбирает шрифты для логотипа?

Очень просто: каждый из нас — опытный читатель, который видел в жизни много разных шрифтов и знает, что ему нравится. Доверяйте себе. Я встречал миллионы постов, где простые читатели писали: «Как же меня раздражает эта буква «ч» — и прикладывали фрагмент книги.

Если вы обо что-то спотыкаетесь, задерживаетесь на букве на пару миллисекунд дольше, значит, в шрифте что-то не так. Например, известный глюк кириллического Arial в том, что буква «л» почти идентична букве «п».

Назовите, пожалуйста, ресурсы, где можно гарантированно получить качественный кириллический шрифт для логотипа.

Обезопасить себя можно, выбирая шрифты от независимых производителей, которым вы доверяете. Гарантированно качество кириллицы будет высоким у компаний ParaType, type.today, у студий Letterhead, Brownfox, Contrast Foundry.

К сожалению, все большие коллекции нацелены не на качество, а на количество и стилистическое разнообразие. Таких крупных игрока на рынке три. Monotype, который поглощает шрифтовых разработчиков, в том числе MyFonts, Adobe Fonts и Google Fonts.

К примеру, площадка MyFonts — это мешанина качественных и некачественных шрифтов. Нужно обладать знаниями, чтобы там ориентироваться. 90 процентов — это шрифты, пользоваться которыми надо очень осторожно.

Как отразить характеристики и ценности бренда в шрифте, на что опираться?

Как правило, ценности бренда передаются с помощью графики, частью которой является шрифт. Образ графики строится на стиле, цветах, остроте/мягкости и так далее.

Расскажу на примере нашего с Кристианом Шварцом кейса для Yandex. Шрифт Yandex Sans коммуницирует с нами от лица разных продуктов компании: «Денег», «Еды», «Лавки» и других. Когда мы начинали рисовать этот шрифт, ценностные параметры были для нас очень важны. Yandex, имевший харизму технологической компании, хотел стать компанией с «человеческим лицом», со своей персонализацией.

Мы рассматривали разные гипотезы. С какими-то мы видели: характер появляется, но слишком резкий, давайте чуть успокоим, смягчим. Такие вводные очень понятны для визуалов. Имея в голове образ бренда и желаемое направление развития, визуалы хорошо могут ретранслировать это в шрифте.


Yandex Sans на странице «Миссия»
Источник: type.today

Стоит ли приписывать шрифтам определенные психоэмоциональные характеристики: с засечками — официозный, рукописный — творческий?

Это очень грубо, равно как сказать, что красный цвет — кровь. Мы прекрасно знаем, что это не так. Многие бренды используют красный цвет и не ассоциируются у нас с кровью: ни Coca-Cola, ни McDonald’s, ни «М.Видео», ни «Альфабанк».

В шрифтах то же самое. Если подходить к этому на уровне первой ассоциации, наверное, можно к каждой крупной шрифтовой ячейке подставить одно слово. Рукописный шрифт — это человек. Но шрифт может передавать целую гамму ощущений, исторических и стилистических парадигм, явлений или событий.

Как правильно подобрать шрифтовую пару? 

Основывать свой выбор на задаче. Ключевых подходов два. Вы можете создать гармонию и подобрать шрифты по принципу взаимодействия стилей, насыщенности, пропорций или ещё чего-то, что существовало бы в едином танце. Вторая парадигма — контраст. Это тоже гармония, просто выкрученная в другую сторону. В этом случае, условно, к антикве вы подбираете гротеск, а к сверхсовременному шрифту — классический.

Как подобрать шрифтовую пару в контексте — зависит от контекста. Ключевое в этом процессе — ответить на вопрос, какого результата вы хотите добиться: шокировать, успокоить, создать комфорт. Решение должно быть осознанным и обоснованным.

Есть ли у шрифтов возраст? Как один и тот же шрифт воспринимается читателями в 20 и в 65? 

Интуитивный ответ — да. Тут я могу опираться только на собственный опыт. Я как профессионал на протяжении последних 20 лет постоянно менялся: речь о вкусовых предпочтениях, взглядах на шрифты, те или иные события в профессиональной индустрии. Например, в шрифтах каких-то студий я разочаровался, познакомившись с ними поближе и узнав, что они нарисованы довольно небрежно.

Как понять, что нужен редизайн текстового логотипа? Насколько радикальными должны быть изменения? Как понять, удачный редизайн или нет? 

Редизайн нужен, когда возникает ощущение, что в текстовом логотипе что-то не так. Как в нашем кейсе с тюнингом текстового логотипа Yandex. В нем были странности на уровне микротипографики, которые не бросались в глаза и не раздражали никого в компании. Но в какой-то момент новый арт-директор посмотрел на лого пристально и сказал, что его надо почистить.

Как понять, что редизайн удачный? Уходит дискомфорт, раздражавший на протяжении многих лет. Если вы идете на длинную дистанцию и в ботинок попадает камушек, в принципе, и с ним можно ходить. Но как только вынимаешь камушек, становится хорошо. Так же и с редизайном логотипа.

Расскажите, пожалуйста, о создании шрифта для Перми. Что послужило определяющим началом? Какие элементы шрифта помогли передать характер города?

Это был проект, напрямую связанный с активностью, которую в 2008 году запустил губернатор Перми, задумавший превратить город в культурную столицу России и запустивший множество инициатив. Шрифт должен был отразить характер не столько Перми, сколько трансформации города.

Артемий Лебедев, который был арт-директором проекта, попросил меня создать один шрифт, который будет универсальным для всех коммуникаций. Я решил не передавать никакой «древнерусской тоски»: фокус был на будущее. За основу взял великий британский шрифт Gill Sans начала ХХ века. У него не заладилось с кириллическими версиями, и мне хотелось переосмыслить его. В результате на базе одного решения сделал три шрифта: гротеск, антикву и брусковую антикву. В каждом было три начертания: регулярное, курсивное и полужирное.

У шрифта была успешная история, пока существовал проект по превращению Перми в культурную столицу. Как только проект был свернут, шрифт исчез вместе с ним. Полтора года назад я решил перевыпустить его. Сейчас мы с дизайнером Толей Дудко перерисовываем Permian и готовим новую его версию к выпуску.

Источник: artlebedev.ru

Какие ключевые тенденции можно выделить в современной типографике? Какие шрифты сейчас в тренде и что будет популярно в ближайшее время? 

Любой дизайн хорош тем, что никто не знает, каким он будет. Точно могу сказать только, что потребность в новых шрифтах не исчезнет. Сейчас есть запрос и интерес к эксперименту с формой, с ее выкручиванием в неожиданные, странные шрифты-мутанты. Такая история уже происходила в 90-х в связи с тем, что стали возможны «шумовые» эффекты: фильтры Photoshop, разрушители формы.

В 2016 году произошла революция, когда появилась новая спецификация формата шрифтов OpenType — вариативные шрифты. Шрифт, который на протяжении последних столетий был статичным, превратился в интерактивный, реагирующий на юзера и его поведение. Уже четыре года профессиональное шрифтовое сообщество не может наиграться в этот новый инструмент, постоянно появляются вариативные шрифты — они есть в коллекциях type.today.

Блиц

Москва или Барселона? 

Родина моя — Москва, а лучший город на планете сейчас для меня Барселона.

Ваша главная мечта?

Мои мечты с детства не изменились. Хочу мира во всем мире, и чтобы человечество перестало болеть.

Ваш самый сильный страх?

Как у любого родителя, страх за детей, у меня их двое. На втором месте — страхи и паранойи, связанные с родителями.

Кто для вас авторитет и почему?

В профессиональном плане — мой лучший друг и партнер по всем моим проектам Юрий Остроменцкий, а также другие люди, которые сыграли для меня значимую роль, по большей части — учителя. Александр Владимирович Тарбеев, голландец Эрик ван Блокланд, американец Кристиан Шварц. Это авторитеты в профессиональной шрифтовой индустрии, люди, имеющие необычный взгляд на мир.

Карандаш или планшет? 

Карандаш. У меня есть планшет, я им иногда пользуюсь, но он не смог стать моим основным инструментом.

Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?

Я трудоголик: пришел на работу, моргнул пару раз — и рабочий день закончился. Помимо этого, не могу заниматься одним проектом, мне необходима мультизадачность. Сейчас практикую технику, по которой делю рабочий день на лимитированные по часам отрезки и намеренно перепрыгиваю с одного проекта на другой. Иногда это параллельно десятки проектов, каждый из которых медленно движется вперед.

Учить или учиться? 

Я прошел период, когда учил: отдал этому восемь лет своей жизни. Сейчас регулярно учу только в Королевской академии в Гааге, где провожу кириллический воркшоп для шрифтовых студентов. Учить — это призвание, которому нужно себя отдавать целиком. А я все-таки дизайнер — мне буквы рисовать хочется. Учиться же — это непрекращающийся процесс.

Какую сверхспособность вам хотелось бы иметь?

Раздваиваться. Потому что одновременно я хотел бы с утра до ночи работать и проводить время с детьми.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.