Help Our Team & All Ukrainians to Protect Own Home Donate

Андрей Чумаченко: «Предпринимателям нужно быть открытым к самым новым трендам, даже попсовым»

Андрей Чумаченко — сооснователь и управляющий партнер в агентстве интернет-маркетинга Netpeak. За плечами у него — опыт в SMM, копирайтинге, разработке фирменного стиля, маркетинге, управлении командой. Мы расспросили Андрея о том, что волнует малый бизнес, в том числе, как руководителю все успевать и почему для продвижения важны навыки креативности.

На этапе создания бизнеса перед начинающими предпринимателями стоит много задач: создание фирменного стиля, разработка сайта, набор команды, выпуск продукта, поиск офиса и так далее. Какие из них вы считаете самыми важными? С чего стоит начать?

Есть два пути, по которым идут предприниматели, и оба имеют право на жизнь: 

1. Можно снять офис, набрать команду, создать продукт, затем заняться маркетингом и поиском клиентов: сайтом и его продвижением, контекстной и таргетированной рекламой и так далее.

2. А можно пойти противоположным путем: оформить продукт «на бумаге», проверить спрос с помощью сайта (на той же Tilda сайт можно собрать за день самостоятельно) и рекламы. И уже потом, в случае попадания в аудиторию и наличия достаточного спроса, заняться непосредственно созданием рабочего продукта.

Независимо от того, какой путь будет выбран, начинать всегда нужно с самого главного — с определения проблемы, которую решает бизнес. Это позволит сформировать верные маркетинговые месседжи и вектор работы с целевой аудиторией: покупателями и потребителями продукта.

Заходя на рынок в определенную нишу, нужно ее как следует изучить. В первую очередь, конечно, смотреть на конкурентов — лидеров и «преследователей» (то есть активных не-лидеров, которые стремятся наверх). Только на этом этапе можно говорить о создании бренда (месседжей и фирменного стиля) с учетом особенностей ниши, отстройки от конкурентов (чем мы лучше) и интересов целевой аудитории.

О поиске офиса я бы вообще думал в самую последнюю очередь (если вы онлайн-бизнес), особенно в современных реалиях. Netpeak, например, отказался от офисов, работает удаленно с начала марта этого года и точно будет до середины 2021-го. В продуктивности мы не потеряли, даже наоборот.

Как правильно распределить время на начальном этапе, чтобы все успеть и не выгореть еще до того, как бизнес будет запущен?

Опять же, бывают разные варианты. Есть бизнесы, которые формируются под существующий спрос и цель которых — чисто заработок денег. По моему опыту, в таких бизнесах обычно довольно скучно. А есть бизнесы, которые формируются вокруг идеи. Фаундер и стартовая команда обычно горят идеей и готовы кранчить до изнеможения.

Скучный случай не будем рассматривать и поговорим о втором. Обычно самыми большими стопорами в бизнесе становится то, чего не ожидал или не хочет делать основной драйвер бизнеса — его основатель. Это может быть найм людей, регистрация ООО, выбор дизайна сайта. То, о чем при планировании не хочется вообще думать, что кажется неважным, а потом сжирает огромное количество времени.

Мой совет: делайте то, что хочется. Если вы горите своей идеей, все получится. Хорошая идея продает себя сама. Важно не попасть в ловушку перфекционизма и не пытаться сделать все идеально до запуска.

Вы работали креативным директором и курировали, в том числе, разработку фирменного стиля. Расскажите, пожалуйста, с чего начать разработку айдентики и какие ее элементы вы считаете самыми важными.

Тут моё мнение будет полностью субъективным. Не претендую на истину и говорю, основываясь только на собственном опыте.

Самым важным элементом является логотип: цвета, размер, «плотность». Нужно проработать этот момент максимально на самом начальном этапе. Выбрать основной цвет (или цвета), посмотреть, как лого будет смотреться в шапке сайта, в блоке «партнеров» с логотипами конкурентов, на чашке, футболке, черно-белой распечатке официального бланка, черным на белом фоне и белым на черном, как цветной будет выглядеть на разных фонах.

Дальше вокруг логотипа можно выстраивать палитру, то есть цвета, которые лучше всего с ним сочетаются. Исходя из палитры и геометрии логотипа — формировать айдентику и даже брендбук.

Нужна ли миссия малому бизнесу? Стоит продумывать ее сразу или в процессе работы? Как вычленить миссию?

Короткий ответ — нет. У малого бизнеса обычно столько проблем и задач, что думать о миссии просто некогда. Если вам повезет, если вы достаточно амбициозны и трудолюбивы, то малый бизнес будет расти и миссия выкристаллизуется самостоятельно.

Вообще, когда бизнес достигает какого-либо потолка в заработке, найме сотрудников, доле рынка или основателю просто становится не интересно, происходит одно из двух: либо стагнация (директор на Мальдивах, развития нет, но деньги от клиентов вроде бы идут), либо поиск новых смыслов и более глобальной цели, чем деньги. Тут и появляются мысли о том, «чего я хочу достичь», о миссии и большой идее бизнеса. 
Я уверен, что миссию может сформулировать только собственник компании. Никакой, даже самый крутой, маркетолог с этим не справится, и нанимать его для этого точно не стоит. 

В этом посте я рассказывал о миссии Netpeak. А еще очень круто о миссии и о том, как к ней прийти, рассказывает Саймон Синек в своем выступлении на TED X. Если вас уже интересует вопрос миссии, изучите, а потом попробуйте самостоятельно ответить на три главных вопроса: 
— что я делаю?
— как я это делаю?
— зачем я это делаю? 

Как руководителю бизнеса быть максимально продуктивным? Можете назвать три лайфхака, которые вы сами используете в работе? 

Вопрос продуктивности волнует меня не первый год. Я собирал такие лайфхаки, даже выступал с ними на разных публичных и внутренних ивентах. Потом решил делиться ими с большей аудиторией и завел свой телеграм-канал Sad But True, куда стараюсь еженедельно писать. И это оказалось крутым решением: на сегодня у меня больше 3,5 тысяч подписчиков и 78 постов/лайфхаков.

Если выбирать всего три главных хака, то это:

1. Cut the crap. Удалить и отключить все, что тебе не нужно. Чтобы больше успевать, не нужно 25 часов в сутках, нужно просто тратить меньше времени на лишние вещи.

2. Меньше встреч. Тем не менее, живого обсуждения иногда нельзя избежать. Задача — оставить только действительно важные встречи, которые должны отвечать трем параметрам:

— длиться не дольше 60 минут;

— организатор должен четко сформулировать, что будет обсуждаться, желательно со списком вопросов;

— организатор должен записывать все решения, к которым пришли, и после встречи отправить фоллоу-ап всем присутствовавшим.

3. Inbox Zero. Не держать ничего непрочитанным, настроив процесс онлайн-переписки так, чтобы сложные вопросы шли только в формате писем на почту, а срочные — в мессенджер. С письмами я работаю по следующему алгоритму:

— Это письмо несет хоть какую-то ценность? Если нет — удалить.

— На это письмо вообще нужно отвечать? Если нет — архивировать.

— На это письмо можно ответить за одну минуту? Если нет — оставить во входящих.

— Это важное письмо, на которое нужно ответить в первую очередь? Если да — пометить звездочкой.

Креативность — обязательный навык для современного предпринимателя? Если да, как ее развить?

Я думаю, что обязательный. Креативность — живость ума. Умение адаптироваться и находить быстрые, неочевидные и часто верные решения. Именно таких действий ждут бизнес и сотрудники от хорошего руководителя.

Чтобы развивать креативность, нужно учиться не ограничивать свой кругозор. Скажу банальную вещь, но нужно быть открытым к самым новым трендам, даже попсовым. Много читать — не только нон-фикшн, но и художественную литературу. Смотреть не только обучающие и образовательные видео, но и трендовые шоу на YouTube. Пользоваться TikTok и Twitter, не замыкаясь на Facebook.

Чем больше мы ограничиваем себя («такое я не смотрю», «это я не слушаю»), тем больше закрываемся в собственном «пузыре», где вместо новой информации, разминающей и освежающей мозг, барахтаемся в одном и том же.

Есть ли неудачные кейсы в вашей практике? Как вы вышли из этих ситуаций? 

Безусловно, есть. Я очень рад, что они были, и уверен, что будут еще. Неудачные кейсы дают намного больше пользы, чем удачные. Удачные кейсы редко чему-то учат.

Антикейс №1. Лет семь назад мы увидели большую возможность: к нам обращались клиенты на контекстную услугу, они были готовы платить деньги, но мы не брали их в работу из-за того, что у них не было нормальных продающих сайтов.

В Netpeak мы не занимаемся созданием сайтов, так что передавали клиентов нашим партнерам. Чтобы не терять время (и клиентов), мы решили запустить отдельный продукт — Q-page, конструктор продающих страниц. Идея была отличная — дать возможность клиентам (или даже нашим контекстщикам для клиентов) за пару часов создавать продающий лендинг, на который затем можно было запускать контекст.

Но мы не учли объем и сложность разработки. Плюс чуть позже на рынок активно вышли Tilda, Lpgenerator и еще несколько аналогичных инструментов, которые предлагали делать то же самое быстрее и качественнее. В итоге наш Q-page проиграл конкурентную борьбу в поле маркетинга и мы его закрыли. С тех пор перед запуском каждого нового проекта или продукта мы проводим скрупулезную аналитику рынка, конкурентов, ценообразования и целевой аудитории.

Антикейс №2. Я писал техническое задание на полный редизайн блога Netpeak, учел все детали в плане UX/UI и так далее, но забыл про одну особенность. В группе компаний Netpeak у шести компаний есть свои блоги, и было бы правильно делать одну общую платформу для всех. Я не указал это в ТЗ, а разработчики про это не подумали.

В итоге, спустя пять месяцев разработки, мы получили крутой и актуальный блог с одним маленьким минусом. Он был так сильно «вшит» в инфраструктуру агентства Netpeak, что передать его остальным компаниям было невозможно. Если бы я учел это на этапе составления ТЗ, то разработка заняла бы всего на пару недель больше, но мы сэкономили бы огромное количество денег и времени остальных компаний на создание собственных блогов.

С тех пор, перед запуском нового технического задания в работу, я всегда в уме прогоняю его через самые разные сценарии и заранее закладываю возможность гибкого масштабирования.

Как изменился подход к ведению бизнеса в условиях кризиса COVID-19? Как малому бизнесу (будь то онлайн или офлайн) адаптироваться к новым реалиям?

В условиях кризиса и паники (а она имела место быть, особенно в марте-апреле) действовать нужно быстро и уверенно. С начала года мы готовили к запуску несколько услуг, покупку агентства (RadASO) и конференции (eCommerce). Карантин и кризис заставили нас ускориться и быстрее запускать изменения, чтобы покрыть потенциальные убытки, связанные с закрытием офлайн-точек продаж некоторых клиентов.

Также самым большим изменением в нашем случае стал полный отказ от офисов и перевод всей команды (более 550 человек) на удаленную работу. Я считаю, что выводы делать рано, но пока хуже работать никто не стал.

Полезный итог карантина — то, что даже самые «классические» бизнесы наконец поняли, что без онлайна в XXI веке невозможно и стали переходить туда или активнее развивать свои онлайн-представительства.

Конечно, есть исключения — например, наш клиент, сеть кинотеатров «Планета Кино». Кинотеатрам в онлайн уходить, мягко говоря, очень сложно. Но и здесь есть крутые решения — например, кейс с доставкой собственного попкорна домой. 

В целом, краткая история ведения бизнеса в 2020 году — адаптируйся или умри.

author_image

Редактор блога компании Logaster, контент-маркетолог. Эксперт по веб-маркетингу и брендированию. Умеет писать просто о сложном. По ее статьям можно построить успешный бренд и начать успешное продвижение в интернете.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.