1. Что такое фудбрендинг и зачем он нужен
  2. Как разработать фудбрендинг

Ваш бизнес связан с едой или напитками? Будь то производство снеков, кейтеринг, кофейня или кулинарный блог, основная цель — отстроиться от конкурентов и завоевать лояльность клиентов. Добиться этих целей поможет фудбрендинг. Как его разработать и применять, расскажем в подробном гайде.

Что такое фудбрендинг и зачем он нужен

О чем вы думаете, когда встречаете упоминание Coca-Cola, Rafaello или Baskin-Robbins? Ваша первая эмоция или ассоциация — результат фудбрендинга, то есть образа компании в сознании потребителей. Он формируется при каждом контакте: взгляде на упаковку, общении с персоналом, запаху в кафе, ощущении от того, как в руке лежит бутылка с напитком.

Coca-Cola logo

Удачный фудбрендинг вызовет у клиентов стабильный аппетит к вашим товарам или услугам, потому что:

  • Создаст эмоциональную связь с клиентами. Сообщение, которое вы транслируете при помощи дизайна упаковки или интерьера пекарни, воспринимается на подсознательном уровне. Люди могут не запомнить цвет стен, форму чашек или запахи, но унесут с собой эмоцию и ощущение: уют, безопасность, радость, удовольствие.
  • Отличит от конкурентов. Задача фудбрендинга — выразить индивидуальность и уникальность, чтобы вас не путали с аналогичными компаниями на рынке.
  • Поможет в продвижении. Брендинг создает целостный образ бизнеса, который используется на всех каналах продвижения — от аккаунтов в соцсетях до баннерной рекламы. Именно благодаря лого, фирменным цветам, шрифтам, упаковке и тону сообщений вас запомнят и начнут узнавать.

Как разработать фудбрендинг

Начните с анализа бренда и целевой аудитории, затем переходите к разработке фирменного стиля и стратегии. Рассказываем обо всем пошагово.

1. Продумайте концепцию

Любой брендинг начинается с тщательного анализа, цель которого — изучить индивидуальность компании. Это этап ответов на вопросы, которые можно разбить на три основных категории:

Образ бренда:

  • какой товар или услугу вы продаете;
  • в чем их ценность для клиентов;
  • каков характер бренда: веселый, строгий, серьезный, надежный, страстный и т.д.;
  • в чем заключаются миссия и ценности компании.

Целевая аудитория:

  • какая категория (категории) людей покупают ваш продукт: возраст, пол, социальное и семейное положение;
  • в чем основные потребности и боли ЦА: привязанности, страхи, проблемы, желания, мечты, нужды;
  • какие проблемы клиентов решает ваш товар или услуга.

Конкуренты:

  • на каком рынке вы работаете: размер, заполненность;
  • какие стратегии брендинга используют конкуренты;
  • что отличает вас от аналогичных компаний, почему покупатели должны выбрать именно вас.

Собрав и систематизировав эти данные, вы получите идентичность или ДНК бренда, который станет основой для построения стратегии продвижения.

2. Создайте фирменный стиль

Характер бренда передает прежде всего фирменный стиль или айдентика. От того, как бренд выглядит, звучит, пахнет и разговаривает, зависит первое впечатление, которое он произведет на целевую аудиторию. Начать разработку фирменного стиля советуем с основных визуальных элементов.

Логотип

Главный визуальный символ бизнеса, который объединяет все продукты и помогает узнавать их. Основные характеристики хорошей эмблемы: простота, лаконичность, уникальность и запоминаемость — как символы Subway или Domino’s.

Subway и Domino’s

Цвета

Их выбор зависит от того, какую эмоцию вы хотите вызвать у потребителей. Так, рестораны быстрого питания чаще всего выбирают красный: считается, что он он разжигает аппетит (McDonald’s, KFC, Pizza Hut, Burger King). Зеленый цвет популярен среди производителей и продавцов натуральных и органических продуктов питания (Whole Foods Market, Organic Valley).

McDonald’s, KFC, Pizza Hut, Burger King
Whole Foods Market, Organic Valley

Формы

Влияют на восприятие характера компании: круг ассоциируется с гармонией и дружелюбностью, квадрат и прямоугольник — со стабильностью, а треугольник — с динамикой и инновациями. К примеру, Pepsi настолько серьезно подошла к форме лого, что заплатила за его разработку 1 миллион долларов. Дизайнер создал круглую эмблему на основе множества понятий, включая золотое сечение, фен-шуй и теорию магнитного поля.

  • Используйте форму не только в логотипе, но и в самом продукте, упаковке или рекламе. Так, Doritos выбрал для брендинга треугольник — по форме основного продукта, чипсов. В результате форма стала настолько узнаваемой, что бренд построил на ней целую рекламную кампанию.
Рекламная кампания Doritos
  • Комбинируйте формы, чтобы передать характер бренда и привлечь внимание пользователей. Логотип Field of Plenty напоминает классическую эмблему, но два листочка сверху делают его похожим на яблоко: эта деталь сообщает о деятельности компании и вызывает теплые эмоции.   

Шрифты

Как и цвета с формами, типографика тоже передает индивидуальность бизнеса. Так, ретро-шрифты с засечками создают серьезное настроение (как в айдентике O’Leary’s Ale House), а минималистичные или рукописные гарнитуры подчеркивают современный и дружелюбный характер (как Foodoso).

O’Leary’s Ale House и Foodoso

Запутались в многообразии элементов фирменного стиля? Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь онлайн-генератором Logaster. Ориентируясь на название и род деятельности компании, сервис предложит десятки вариантов брендинга и визуализирует их: так вам будет проще понять, какие элементы лучше передают характер бренда, и выбрать подходящие.

Создайте фирменный стиль в два клика!

Введите название компании — получите десятки вариантов брендинга и, по желанию, кастомизируйте их

3. Разработайте стратегию

Позиционирование и фирменный стиль готовы — время вовлекать потребителей. Начните с выбора основных каналов взаимодействия в зависимости от того, где вы чаще встречаетесь с целевой аудиторией (онлайн или офлайн) и какие ее потребности удовлетворяете (утолить голод, развлечь, сделать здоровее). Поделимся несколькими советами, которые помогут в продвижении.

Продумайте упаковку

Упаковка создает первое впечатление о продукте и помогает выделить его среди множества других на полке. При разработке стоит учесть такие нюансы:

  • Форма. Для сливочного масла компании Butter! Better! дизайнер разработал упаковку с деревянной крышкой в форме ножа, которую удобно брать на пикник.
Butter! Better!
  • Материал. Выпускаете эко-продукцию? Используйте натуральные материалы. Хотите передать тепло и уют? Позаботьтесь о том, чтобы упаковку не хотелось выпускать из рук. 
  • Цвета. Пластиковые коробочки с десертами Quick Fruit выглядят, как разрезанные пополам фрукты, а цвет помогает идентифицировать «начинку» (зеленый — киви, розовый — гуава и т.д.).
Quick Fruit
  • Особенности. Коробка с банкой меда от Klein Constantia по форме напоминает улей: на ней есть рельефные выступы, похожие на деревянные доски, и щель, куда залетает нарисованная пчела.
Klein Constantia

Выбор упаковки зависит от таких факторов:

  • особенности продукта: состав, форма и размеры;
  • место продажи: смогут ли клиенты пощупать упаковку или увидят ее на странице сайта;
  • категория и потребности покупателей: к примеру, детям понравятся яркие цвета и необычные формы, а путешественникам — сохранность продуктов и удобство транспортировки.

Оформите интерьер

Фудбрендинг офлайн-магазина или кафе расскажет покупателям о том, как вы относитесь к качеству продуктов и сервиса. Брендируйте все элементы интерьера — от вывески и униформы персонала до чашек и меню.

  • Используйте фирменные цвета, шрифты, лого. В интерьере бразильской пиццерии Nick’s Pizza преобладают фирменный желтый и темно-коричневый цвета, а на стенах висит оригинальное меню в виде досок с изображением пиццы.
Интерьер Nick’s Pizza
  • Не забудьте о запахах и звуках, которые дополняют впечатление. Так, персоналу Starbucks запрещено пользоваться парфюмерией, чтобы не перебивать аромат кофе. А плейлисты для сети кофеен составляет специальная команда, выбирая оригинальные треки, которые нельзя услышать по радио.
Starbucks

Создайте сайт и страницы в соцсетях

Сайт и соцсети — основные инструменты для онлайн-общения с пользователями. Для сайта важны такие критерии:

  • Дизайн. Используйте логотип, фирменные цвета и шрифты, как пекарня Lune Croissanterie: айдентика онлайн-страницы передает основной месседж бренда о том, что круассаны здесь выпекают с математической точностью.
  • Контент. Коротко и четко объясните, чем вы можете быть полезны клиентам, какие продукты предлагаете и как с вами связаться.
  • Функциональность. Позаботьтесь о простоте использования и удобной навигации.

Социальные сети — это способ быстро начать диалог с потенциальными клиентами:

  • выберите одну-три площадки, где обитает ваша целевая аудитория;
  • оформите профили: поставьте на аватарку логотип, коротко напишите, чем вы занимаетесь, оставьте ссылки на сайт и другие соцсети;
  • составьте контент-план и регулярно публикуйте посты.

Инвестируйте в фото- и видеоконтент

Визуальный контент привлекает внимание быстрее, чем тексты. Особенно это актуально для таких соцсетей, как Instagram или Pinterest.

  • Чтобы визуальный контент  работал, он должен быть качественным. Забудьте о нерезких любительских фото: вооружитесь качественной камерой или наймите профессионального фотографа.
  • Убедитесь, что фотографии выполнены в одном стиле — это создаст целостный образ бренда. Так, нью-йоркский магазин мороженого Ice and Vice на большинстве снимков использует одинаковый ракурс и темный фон.
Ice and Vice
  • Не забывайте о видео. Короткие ролики с вашим продуктом — эффективный способ привлечь внимание, как у магазина снеков Peach Mart.

Запускайте рекламу

Этот шаг поможет охватить как можно больше потенциальных клиентов. Выбирайте тип рекламы в зависимости от интересов аудитории и специфики продукта:

  • офлайн-продвижение: билборды, лайтбоксы, флаеры, буклеты;
  • онлайн-реклама: контекстная или таргетированная;
  • коллаборации с блогерами или другими брендами: объединяйтесь с теми, с кем у вас общая целевая аудитория.

Выводы 

Цель стратегии фудбрендинга — собрать вокруг компании и продукта как можно больше лояльных клиентов и создать уникальный опыт, который заставит их возвращаться. Чтобы брендинг работал, важно сохранять его единство: транслировать один месседж во всех точках контакта с пользователями, сохранять одинаковый tone of voice («голос бренда») на разных каналах коммуникации и придерживаться ценностей, которые вы декларируете.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.